Здания любого назначения определяют конструктивные системы: стеновая, стоечно-балочная, арочно-сводчатая и купольная, и производные от них, которые, в результате применения законов архитектуры, сложились в мировой практике строительства в соответственные тектонические системы: стеновую, стоечно-балочную и арочно-сводчатую. А это значит, что здание кроме материально конструктивной основы с объективными закономерностями создания прочности, устойчивости и равновесия, получают художественно-образные конкретные выражения, вызывающие определенные эстетические и психологические эмоции. Тектоника же каждого архитектурного произведения зависит от общей архитектурно-эстетической концепции определенного исторического периода, места и мировоззрения.
Как же многосторонние значения человека выкристаллизовали творческий союз конструкций с законами архитектуры, начиная с истоков цивилизации? Как развивались и преобразовывались внешние, конструктивные системы в определенные гармонические формы, придающие архитектурным сооружениям такую художественную и психологическую выразительность, что сильнейшим образом влияет на эмоциональные чувства человека, вызывая то величайший подъем энергии, то способствуя деградации воли человека, затуманивая его разум до страха и неверия в свои силы? Ответ на это можно найти в четком познании тектонических закономерностей развития мировой архитектуры, которая начинается со стран Ближнего Востока, где впервые возникли цивилизации древности в долинах рек Ефрата, Тигр и Нил. В них ранее сложившиеся культура и архитектура оказали огромное влияние на окружающие страны. Это, прежде всего цивилизации Передней Азии: Месопотамии между Тигром и Ефратом (Двуречье), Ассирии, Хеттов, Сирии, Ирана, Вавилона и также великих держав: Египта, Греции, Рима, Византии. Эти цивилизации в процессе общения и, особенно в часто проходящих войнах, объединялись в великие империи, и распадались, что способствовало активному проникновению одних архитектурных форм и деталей в другие, поэтому иногда их первичный адрес установить очень затруднительно, а отсюда решить вопрос, что послужило основой в той или другой архитектурной форме и конструкциях.