BeNNN-Studio

Архитектура - это сублимация материи

Сооружения становятся произведением искусства, когда в них сочетаются три основных фактора: удовлетворение функциональных требований, единство архитектурного замысла и конструктивного решения, эстетические и эмоциональные воздействия их на человека.
Архитектурное произведение - это сооружение, материализованная искусственная среда с целесообразно организованным пространством, созданным для комфортного обитания человека. Оно воспринимается человеком, прежде всего, визуально (зрительно). При этом пространство воспринимается, как правило, с двух позиций: как пространство внутренней структуры здания (интерьера) и как пространство внешней структуры в виде композиций организованных объектов. Функции сооружения и реализующая эту функцию конструкция предопределяют единство и общую композицию архитектурного произведения, включающего в себя кроме этого многие другие слагающие факторы. В первичном впечатлении об архитектурном произведении - его красоте, гармонии и выразительности, часто забывается роль конструкций и материалов, их цвета и фактуры, т.е. общей тектоники.
В многовековой истории архитектуры устройство и выразительность ее произведений сложились в различные стили и поражающую пестроту творческих направлений со своими концепциями художественно-эстетических представлений. Стили и направления рождались и умирали, но памятники архитектуры оставались, играя огромную роль в формировании эстетических эмоций человека. Эти памятники высочайших достижений строительного и архитектурного искусства прошедших веков свидетельствуют о принципиально безграничных художественных возможностях архитектуры, о способности ее вызывать в зрителе чувства и тем самым учувствовать в формировании духовного мира человека. Так Парфенон, главный храм Афинского Акрополя, построенный в 447-438 годах до н.э. Архитекторами Иктином и Калликратом, считается жемчужной мирового значения.

Тектоника – это специфическое средство архитектурной выразительности, органически связанное с материально-конструктивной основой сооружения.
В современных зданиях архитектурные формы стали еще более зависимы от применяемых новых конструкций , в которых максимально используются возможности эффективных строительных материалов. Сложные структуры конструкций в неразрывном единстве с архитектурой во многих случаях оказывают преобразующее влияние на многообразие проявлений духовной и материальной сферы. Неразрывные композиции архитектуры и конструкций в своем единстве создают сооружения, обладающие высокой художественной выразительностью и эмоциональным воздействием при их восприятии. Эстетическое освоение конструкций и особенно их сложных систем, открывает новые возможности в архитектуре, увеличивает круг ее образов. В то же время сама по себе техника без участия архитектуры еще не определяет ни архитектурного образа здания, ни конкретного его назначения.
И вот взаимодействие техники и архитектуры немецкий историк античного зодчества К. Беттихер назвал в теории архитектуры «тектоникой». Тектонические закономерности отражают в архитектурной форме прочность, устойчивость, характер равновесия конструктивной системы и пространственную структуру сооружений, дают образное выражение физико-механических законов. С помощью тектоники общие свойства материалов и конструкций становятся осознанными и получают художественное пластическое выражение.
В последующем развитии архитектуры стран Европы, перечисленные цивилизации сыграли ведущую роль. Со временем в архитектуре образовались характерные тектонические композиции той или иной эпохи в определённые основные стили: Романский, Готический, Возрождения, и Классицизм.
Здания любого назначения определяют конструктивные системы: стеновая, стоечно-балочная, арочно-сводчатая и купольная, и производные от них, которые, в результате применения законов архитектуры, сложились в мировой практике строительства в соответственные тектонические системы: стеновую, стоечно-балочную и арочно-сводчатую. А это значит, что здание кроме материально конструктивной основы с объективными закономерностями создания прочности, устойчивости и равновесия, получают художественно-образные конкретные выражения, вызывающие определенные эстетические и психологические эмоции. Тектоника же каждого архитектурного произведения зависит от общей архитектурно-эстетической концепции определенного исторического периода, места и мировоззрения.

Как же многосторонние значения человека выкристаллизовали творческий союз конструкций с законами архитектуры, начиная с истоков цивилизации? Как развивались и преобразовывались внешние, конструктивные системы в определенные гармонические формы, придающие архитектурным сооружениям такую художественную и психологическую выразительность, что сильнейшим образом влияет на эмоциональные чувства человека, вызывая то величайший подъем энергии, то способствуя деградации воли человека, затуманивая его разум до страха и неверия в свои силы? Ответ на это можно найти в четком познании тектонических закономерностей развития мировой архитектуры, которая начинается со стран Ближнего Востока, где впервые возникли цивилизации древности в долинах рек Ефрата, Тигр и Нил. В них ранее сложившиеся культура и архитектура оказали огромное влияние на окружающие страны. Это, прежде всего цивилизации Передней Азии: Месопотамии между Тигром и Ефратом (Двуречье), Ассирии, Хеттов, Сирии, Ирана, Вавилона и также великих держав: Египта, Греции, Рима, Византии. Эти цивилизации в процессе общения и, особенно в часто проходящих войнах, объединялись в великие империи, и распадались, что способствовало активному проникновению одних архитектурных форм и деталей в другие, поэтому иногда их первичный адрес установить очень затруднительно, а отсюда решить вопрос, что послужило основой в той или другой архитектурной форме и конструкциях.

Стеновая тектоническая система – термин «стена» в справочниках обозначает – «камень». Но применение камня в строительстве развилось в странах Европы в романское время и эпоху готики
Таким образом, выстраивается стройная последовательная программа анализа тектоники архитектурных и конструктивных систем, начиная со стран ближнего Востока и кончая странами Европы и России до ХХ века.

В первых же великих цивилизациях древности, которые возникли на Ближнем Востоке, уже прошедших состояние первообщинного строя и достигших высоких ступеней развития классового общества, в строительстве пользовались только глиной. Стены возводились из глиняного кирпича-сырца или сухого кирпича солнечной сушки, изредка применяли обожжённый кирпич.

В формировании стены как ограждения появились понятия прочность и устойчивость, определяющие ее конструкцию. В то же время возникло понятие красота, определяющие ее эстетическую выразительность. В конструктивной основе структуры стены лежат статические закономерности равномерно распределённых сжимающих усилий с изменением степени нагрузок по вертикале сверху вниз, и физические свойства применяемых материалов. Художественную выразительность стен, или ее эстетическому воздействию, в разное время, разные народы передавали свои представления о красоте и смысл определенной идеологической направленности.